Интервью с Алиной Мустафиной


Алина Мустафина — режиссер, писательница, журналистка из Казахстана. Ее документальные фильмы показывают на фестивалях, а блогом и историями из жизни вдохновляются тысячи казахстанцев. Нам очень хотелось познакомиться и расспросить обо всем, но особенно — о творчестве.

Алина, мы давно наблюдаем за вами — и есть ощущение, что через ваш Instagram мы буквально все эти годы следуем за вами. Расскажите, пожалуйста, всё по порядку: как вы из журналистики пришли в режиссуру? Как решиться на этот смелый шаг в творчество?

Я много лет занималась журналистикой — около 14 лет на тот момент. Сначала всё было очень интересно, но потом понимаешь, что есть какой-то лимит. Мне стало не так интересно, потому что это больше про навык: ты учишься подстраиваться под форматы и продолжаешь.

Это всё классно, это профессия, в которой можно зарабатывать, в отличие от той же режиссуры. Но у меня было ощущение, что этого мало. Форматы ограничивают, творчества в этом мало.

Когда я думала о режиссуре, у меня сразу внутри и бабочки порхали, и азарт появлялся. И когда появилась возможность, я прыгнула в неё и поняла: вот оно. Хотя сначала думала: «Это слишком сложно, это только для гениев, точно не для меня».

Когда я работала журналисткой в Дубае, пришёл пресс-релиз про конкурс видео «Почему я люблю Эмираты». Призом было обучение в Нью-Йоркской киноакадемии. Я сняла видео, отправила — и выиграла.

С тех пор я на этом пути. Базового курса оказалось мало, потом была магистратура в Испании, потом дальше-дальше. И до сих пор мне кажется, что знаний не хватает. Я везде ищу возможности учиться: лаборатории, менторы, коллеги. В режиссуре нет потолка, каждый проект начинаешь заново. И это бесконечный рост, который мне очень нравится.

Что и кто вдохновляет вас?

Меня вдохновляют люди, которые творят несмотря ни на что. Когда нет денег, нет поддержки, есть ограничения — а они продолжают. Например, Джафар Панахи, который 12 лет сидел под домашним арестом в Иране. Он не мог выезжать из страны, но продолжал снимать и в итоге получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Вдохновляют женщины, которые, несмотря на семью, детей, всё равно создают, меняют общество. Кто-то снимает кино, кто-то делает проекты в образовании, в благотворительности, волонтёрстве. Наши женщины — сильные, мощные, уверенные. Вот это для меня вдохновляюще.

Над чем вы сейчас работаете?

У меня сейчас два сценария полнометражных фильмов: один закончен, второй в процессе. Ещё есть сценарий короткометражки. Я как раз на этапе поиска денег — сложный этап, но я надеюсь, что мы найдём финансирование и кино состоится.

Куда идти с идеями? Каков путь от идеи до реализации — будь то кино или книга? Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает?

В кино сначала нужен сценарий. Либо ты пишешь сам, либо ищешь сценариста, который согласится. Но тут вопрос — захочет ли он писать за ваш бюджет, или бесплатно. Бесплатно — только если идея реально сногсшибательная. Иногда проще идти сразу к режиссёру, который пишет.

В книге всё то же самое: нужно писать. Сам или с автором, которому платишь. Потом искать издательство, редактора, способы издать.

Совет один: найти людей, которые уже прошли этот путь. Идти к ним за консультацией, за менторством. Это очень помогает расти.

Что помогает вам сохранять мотивацию, когда проект зашёл в тупик или движется слишком медленно?

Меня держит вера. Вера в то, что история должна быть рассказана. Если вера исчезает — значит, пора её оставить и начать новую. Это нормально: мы растём, меняемся.

Помогают и другие люди. Я, например, прошу сценаристов прочитать мой сценарий и дать профессиональную оценку. Это очень важно, потому что один в поле не воин.

Если вопрос касается денег — да, коммерческие проекты могут мотивировать. Но мои личные истории не зависят от гонорара.

Как зрителю увидеть ваш фильм «Пряники для её отца, моего прадеда, её деда»?

Мы работаем над тем, чтобы сделать прокат в Казахстане, в кинотеатрах. Хоть небольшой, но сделать. С документальным кино сложно: кинотеатры — коммерческие предприятия, туда без денег не попасть.

Был показ на фестивале «QYZQARAS» в августе — там только фильмы женщин-режиссёров. А дальше, возможно, фильм окажется на платформе по подписке.

Как вы определяете успех — лично для себя?

Если твой фильм или книга дошли до зрителя — это уже успех. Если вызвали эмоции — смех, слёзы, сопереживание — это ещё больший успех

Признание индустрии — фестивали, фонды — это приятно. Но это не главное. Главное — рассказывать истории, которые тебе самому важно рассказать.

Что для вас значит свобода — в профессии и в жизни? Где её не хватает?

В профессии свобода — это говорить о том, что волнует тебя, независимо от денег, успеха или ожиданий зрителя. Искусство — это не только развлечь. Оно ещё и про вопросы, про перемены.

В жизни свобода — это выбирать: с кем быть, где жить, заводить ли детей. Делать то, что хочешь ты, а не то, что ждут родители или общество. Настоящая свобода — внутри, когда ты сам себе разрешаешь.

Как вы отдыхаете? Есть ли у вас ритуал восстановления после проекта?

Самый простой — природа. Уехать из города, быть в горах, побыть одной. Пойти к реке, к водопаду, медленно гулять.

В Алматы у меня дом в горах. Для меня это кайф: и с семьёй, и когда я одна. Иногда просто смотрю на траву во дворе и уже отдыхаю.

Когда не получается уехать, например, в Катаре, то помогают медитации, музыка, танцы с закрытыми глазами.

О чём бы вы никогда не стали снимать кино или писать книгу?

Точно не про романтизацию насилия. Особенно когда это касается человеческого достоинства или детей. Я сама такие фильмы не могу смотреть — и не хочу их делать.

Расскажите о своём распорядке дня. Как вы совмещаете кино, семью, рутину?

Дни бывают разные. Бывает полная прокрастинация. Бывает бешеная продуктивность, особенно когда дедлайн завтра. Тогда я умру, но сделаю. Это мой стиль — я больше спринтер.

В идеале день такой: отвожу детей в школу, делаю шаги (15 тысяч в день), йога, медитация. Потом работа — сценарии, заявки. Иногда — бассейн и книга, или аудиокнига во время прогулки.

После школы всё уходит в семью: дети, готовка, встречи. Вечером — фильм или прогулка с мужем.

В Казахстане всё ещё насыщеннее: встречи, поездки, ведь всё хочется успеть.

Какая у вас творческая мечта?

Моя мечта — снять игровой фильм, который будет выглядеть как документальный. Чтобы актёры играли так, что зритель верит каждому слову.

Хочу научиться режиссировать актёров по-настоящему сильно, чтобы получался тонкий, глубокий фильм. Чтобы он был как трагикомедия: смешно и грустно одновременно.

Хочу кино, в котором будет чудо и правда. Вот моя мечта.

Поделиться в соцсетях
Aina
Aina

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *