Этапы
Детство
— Ты хотела бы родиться мальчиком? — спрашивает лучшая подружка, раскручивая карусель.
В голове мелькают картинки из кино, где дам в пышных платьях галантно высаживают из экипажей учтивые кавалеры.
— Нет, — уверенно качаю я головой, — за девочками ухаживают.
— А я бы хотела, — грустно вздохнула она, — им ведь не надо рожать.
Юность
— И почему я не родилась мужчиной? — досадствую я, разглядывая свое почти безупречное резюме. — Никто не косился тогда бы на мой возраст и пол, словно завтра я выскочу замуж, а послезавтра заявлюсь за декретными…
Материнство
— А как это — кормить ребенка грудью? Что ты чувствуешь? — с неподдельным любопытством вопрошает супруг, глядя на малышку, засыпающую на моих руках.
— Ну, как тебе сказать?.. — улыбаешься с плохо скрываемым чувством превосходства и самодовольно решаешь, что материнское счастье — чувствовать настоящую и самую что ни на есть взаимную любовь. А отцовское счастье — что такое?.. Примерно, то же самое. Но только понятия такого не существует…
Домохозяйство (грусть)
Чаще всего повторяющийся маршрут примерно таков:
Плита — раковина — стол — раковина. Дополнительные: стиралка — сушилка — утюг. Или: пылесос — ведро — тряпка. И снова маршрут: плита — раковина — стол — раковина, повторяющийся, как минимум, три раза.
Удивительное дело — это полы. Если моешь их исправно — каждый день, ну… или через день, то, как будто, ничего и не было. А если их вовремя не помыть, то всем всё сразу заметно. Но полы — это ладно. Вот если вовремя не приготовить еду, то это ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ заметно. А если подать ее вовремя, то опять, как будто бы ничего и не произошло…Труд, который призван быть незаметным. Как труд прислуги.
— Чем занимается Ваша жена?
— Она дома. С ребенком.
— А-а, — говорят многие, а сами думают: — И что она целый день делает, дармоедка?
Домохозяйство (радость)
Ты относишься к нему, как к королю, чтобы он относился к тебе, как к королеве.
И что удивительно, ты и вправду порой чувствуешь себя королевой. Ты — центр маленькой галактики, что может замедлить ход, если что-то не так с тобой. Настроение, здоровье, внешний вид людей в твоем мире во многом зависит от тебя. И все твои желания — закон. Пусть твой мир маленький, но туда всегда хочется вернуться из мира большого, чтобы забыть о нем до утра, наслаждаясь теплом и спокойствием.
Домохозяйство (сомнения)
— Ты знаешь, я отдыхала в Таиланде…
— А моя подруга вышла замуж за испанца…
— Его девушка учится в Париже…
— Можешь поздравить, меня повысили…
— Я люблю покупать технику для своих родителей…
Так говорят мои незамужние или бездетные подруги.
Но как сохранить маленький мир и быть частью большого?
Свичофф-фобия
Я боюсь выключать телефон. Это мой аппарат искусственного дыхания. Окно с видом на интернет — это мой кислород для умирающего от удушья. Пусть в моем микрокосме уютно, пусть радостно от детей, но мне душно и тошно. Тошно от того, что жизнь уходит, да, на благородные цели —воспитание завтрашнего поколения. Но она уходит безвозвратно, и ты остался замершим эмбрионом, скрюченным в неразорванной оболочке своих давних стремлений и целей.
Единственный выход — фриланс, как способ не задохнуться, не впасть в зависимость от мыльных излияний из мониторов и экранов, сковывающих тело, обезличивающих личность, разжижающих мозг. Способ доказать себе — ты можешь, ты многое можешь… Пусть ценой бессонных ночей и теней под глазами…
А может, и нет. Мне не догнать мужчин с поварешкой наперевес и со своей большой материнской любовью, не принимающей нянек…
Боже мой, зачем мы разумны, женщины?
Люди — это носки (минорные записки)
Когда болеют дети
Отчаянье — это когда малодушно хочется заболеть, но градусник упрямо показывает 36,6.
Золовка
Наша тишина звенит погремушкой гремучей змеи: не трогай, иначе ужалю! Звенящая тишина…
Кризис (не экономический)
Кризис брака — это когда муж забыл о годовщине свадьбы, а жене не хочется о ней напоминать: зачем праздновать ошибки?
Двуязычие
Люди, знающий казахский — это коробочки с двойным дном. У каждого их слова есть еще одна реальность.
Книги
Они бывают вкусные и невкусные. Токарева пишет вкусно, хочется еще. Может не полезно, но и не вредно — хорошие углеводы, вроде хлеба. Мураками, Акунин — чипсы (вкусно, неполезно). Чехов — клетчатка. Достоевский — белок. Ой, однажды попался Ч. Абдуллаев — фу, бумага бумагой…
Писатели в голове
Мураками любит залезать в мозг и комментировать происходящее своим языком, детализируя подробности. Токарева сидит и делит быт на короткие фразы.
Бойтесь желаний
В детстве мечталось видеть горы на горизонте, видя их в синих тучах на закате и рисуя на них воображаемые сказочные замки и города. Моя посуду, смотришь на красные крыши коттеджей на Кок-тобе и усмехаешься странным мечтам.
Глупое сравнение
Жизнь — пасьянс-косынка, не прощает ошибок и не всегда складывается.
Ум, честь и совесть, как билеты в кино — хранить до окончания сеанса. На всякий случай.
Люди — носки
Люди похожи на мужские носки. Если их много и они «взрослые», им трудно найти пару. Эти вроде подходят по цвету, но связаны по-разному. Эти вот — ну, одинаковые, но один короче другого. Эти совпадают во всем, — но один черный, а другой с синевой… Сложишь глупые носки в пакет в надежде, что потом найдешь недостающие и забудешь. А потом купишь новые. Так и люди, живут с неподходящими себе половинками, потому что судьба-неряха раскидала их по разным пакетам. Поэтому половинок лучше искать в юности. Детские носки всегда находят пару. Они ведь яркие.
Пингвин под потолком
А у нас пингвин под потолком.
Он наполнен гелием и размером больше моей трехлетней дочки. Уже пятые сутки он не собирается сдуваться и находит себе прибежище то в углах выступов, то возле люстры… То лежит, распластавшись на потолке, и восторженно смотрит на тебя сверху, скосив нарисованный клюв неестественным образом вбок. У его ног — пингвиненок. Его клюв, видимо для разнообразия, скошен в противоположную сторону… Пингвины с перекошенными клювами меняют «места дислокации» в зависимости от того, куда их за веревочку утянут дети. Было время, когда я едва не вздрагивала, войдя в ванную и замечая нависшую над дверью фигуру.
— Убери его ради бога, — нервно просит сонный муж, заходя в спальню, погруженную в сумерки. Я послушно тяну веревочку, и темный блестящий силуэт, зловеще расправивший маленькие крылья, отделяется от потолка и с легким шелестом летит за мной…
Мы купили этого уродца в ТРЦ. В воскресенье, когда тьма народу выбирается выгулять своих домочадцев. Сначала у всех лица такие: «Я сделал большое одолжение». Мужья: «Я сделал одолжение, что выделил время своей жене», жены: «Я трачу деньги на развлечение детей», только дети ничего не думают, а искренне радуются. Правда потом и у родителей на лицах радость, они умеют пока заряжаться ею от детей. А потом наступает фаза усталости: от каблуков, от опустевших кошельков, от тяжело переваривающегося фастфуда, от мысли, что завтра понедельник. Мы — часть муравейника, только из очень разрозненных муравьев — сидим и как все жуем пиццу и думаем о своем: людные места почему-то действуют отстраняюще. Знаешь, я редко куда-то хожу и вообще выхожу на улицу. Поэтому я ем еще и глазами или пью. Пью лица, пью одежду, улыбки, смех, походки… Правда потом едва ли могу вспомнить кого-либо, но мне нравится это погружение в людей.
Я не выхожу на улицу, потому что работаю дома. Сейчас много таких, как я. Это иногда хорошо, а иногда, мне кажется, что я начинаю болеть. Недавно узнала, что есть такая болезнь — «экспедиционное бешенство». Оказывается, в снаряжение космонавтов, отправляющихся в шаттл, обязательно входит смирительная рубашка для экстренных случаев. Когда человек долго заперт с людьми, а до окончания полета еще далеко, то порой, не то что неудачной шутки — достаточно косого взгляда, чтобы взорваться. В Советском Союзе провели эксперимент лет сорок назад: заперли трех неподходящих друг другу по характеру людей в небольшом пространстве, похожем на космический корабль на полтора года, без права общения с родными. Потому что примерно столько нужно лететь до Марса (521 день, кажется). И следили — выдержат или нет. На второй месяц они готовы были друг друга убить. Но выдержали. Они старались не смотреть друг другу в глаза, чтобы не озвереть. Они были первыми долетевшими до Марса, правда условно, но этого почти никто не знал — это был секретный эксперимент.
Иногда, слава Богу, это только иногда, когда в доме много народа, мне кажется, что я тоже в составе какой-то экспедиции. И время окончания полета неизвестно.
И еще я стала думать, что мы похожи: я и надутый гелием пингвин. Я тоже летаю себе под потолком и смотрю с восторгом и завистью, как другие умело решают любые проблемы: выбивают тебе липовую прописку, заказывают автобусы, чтобы организовать досуг твоим детям в школе; не боятся начинать свой бизнес. А я пока только умею летать. И только под потолком. И только, если меня потянут за веревочку.
Стоп, тишина
На что похоже опрометчиво сказанное слово или поступок? На случайный выстрел в горах. В следующую минуту весь обращаешься в напряженное вслушивание. А будет ли лавина? Но в ответ будет лишь тишина. Нагнетающая и непрощающая тишина. Тишина, которая заботливо взрастит в тебе тоненький стебелек нарастающей паники. Паника тихо обовьет душу цепким плющом и выдаст свое присутствие только нервным подрагиванием кончиков твоих пальцев и нечаянного окрика на тех, кто слабее. На детей. Стыдно, да. Но бывает. И потом, спустя время, ты уже понимаешь, что тишина — это и есть лавина. Она закрывает тебя бесшумной волной и оставляет погребенным под тяжелым пластом невысказанных тебе в глаза слов.
Знаешь, на что похожа любовь? Есть такие кадры в передачах о природе, их особенно любят сторонники «Гринпис», когда говорят о потеплении климата… В общем, там показывают какой-нибудь айсберг, и от него внезапно начинает откалываться огромная глыба льда и с шумом, поднимая тучу белых брызг, уходит в темную воду. Операторы, наверное, радуются: какой удачный момент пойман и запечатлен. А ты смотришь, как от твоего мира откалываются части, и не можешь нажать «стоп».
Чтобы остановить время, я хожу в один магазин. Он не радует ни ценами, ни обслуживанием. Унылое лицо продавщицы в любое время смотрит поверх твоей головы на маленький подвешенный телевизор, как заключенный в единственное в камере окно. Просто рядом есть пристройка, где продаются овощи и фрукты. Приходила ли я туда зимой или летом, утром или вечером — неважно: по-крайней мере, в течение трех лет меня встречал один и тот же продавец. Уйгур, примерно мой ровесник. В аккуратной одежде, но такой, что мне казалось — на нем всегда одно и то же. Всегда одинаково учтивый, ловкий и в меру любопытный. Я смотрю на него и успокаиваюсь. Как бы ни поменялся мир, есть место, где у времени образовалась заводь.
Успокоившись сегодня, я шла по растопленному под низким солнцем льду на тротуаре. И в голове почему-то воскресли позабытые мысли. Те самые, которые, несмотря на течение времени, осели где-то в подкорке. Те самые, которые я беззвучно произносила и в чужие окна элитных новостроек, и девочке-уборщице несколько лет назад, когда впервые сюда приехала зимой. «Счастливые, вы, алматинцы — вы каждый день видите горы и не знаете, что такое настоящая зима».
А горы угрюмо возвышались над горизонтом, затаив на меня тишину.
День, дом, дитя и другое (записки домохозяйки)
Циничные мысли о «до» и «после»
Секс до брака — договор по предоплате.
Гражданский брак — фрилансер-лох.
Секс только после свадьбы — отголосок религиозного фанатизма.
Авторы
Авторы не прощают критику своих ошибок.
Авторы заботливо хранят злобу на критика, с охотничьим азартом ожидая, пока тот «споткнется».
Неоднократно «укушенные» критиком авторы превращаются в троллей.
Парадокс
Чем меньше от тебя требуется из твоих возможностей, тем хуже или медленнее ты это выполняешь. Я не люблю готовить, хотя делаю это хорошо, но растягиваю процесс, пока голодные домочадцы не берут кухню штурмом.
Дитя
Сегодня я не дала своей трехлетней дочери телефон, дабы его не постигла печальная участь предыдущего. Ошибка была в том, что до этого момента она уже познала радость пользования плодами цивилизации. Дитя отреагировало жутким негодованием, сопровождающимся оглушительным ором, рукоприкладством, признаниями в любви, крупными слезами и, наконец, использованием меня в качестве лестницы на пути к высоко положенному объекту вожделения. Если бы я была Богом, а дитя — человеком со своей просьбой о достижении мечты — я бы сдалась. Но мы не умеем просить.
День
Если верить тому, что день — это уменьшенная копия жизни, то мне уже страшно, с каким нетерпением я жду наступления ночи.
Тяга
Интернет чем-то мне напоминает вентиляционное отверстие в санузле. Эдакое небольшое окошко в шахту — в скрытый незнакомый мир некрашеных труб, паутины и таких же окошек в чужие приватные миры. Живешь своими обычными буднями, и вдруг доносится до тебя хриплый, ухающий кашель невидимого старика. Или еле различимые долгие женские разговоры по телефону. В тихие предрассветные минуты до тебя долетит воркование голубей с крыши, хотя до них еще пять этажей. А душными летними ночами странным непостижимым образом можно услышать рокот несущегося по проспекту одинокого мотоцикла.
Вентиляционное отверстие находится в комнате, где человек почти всегда остается с собой наедине физически. Перед монитором мы тоже, как правило, одиноки. Мы здесь перед тем же зеркалом, голые, неприкрытые, со своими болячками и грязью, которую пытаемся смыть и никому не показывать. Мы надеваем маски-забрала так же, как на окошки вентиляционные ставят решетки. Но прет с нас эта грязь, выкрикивается, выкашливается и становится достоянием случайных слушателей-свидетелей.
Приблизься к окошку и крикни: «Эй, вы там! Слышите!», и может кто-то замрет с зубной щеткой у рта в немом недоумении. Пусти воду, может и прибежит разъяренный сосед снизу… Но никогда, никогда, никогда, пусть и находятся они в одном времени и пространстве, пусть и соединяет причудливый коридор из вентиляционной шахты и куска неба, никогда не будут вместе человек, застывший в удивлении у зеркала душной летней ночью и несущийся по проспекту мотоциклист.
Злость
Иногда, чтобы что-то изменить, нужно разозлиться — как для хорошего прыжка нужен разбег. Эта злость может накапливаться незаметно, как идет мелкий, накрапывающий дождик за окном. Кажется, обычный пасмурный день, а приглядишься получше, замерев на пару секунд, и увидишь едва уловимое движение в воздухе. Полеты крохотных капель. Капель, способных перерасти в ливень, затяжной и неугомонный.
Злость подпитывает твое самолюбие, как подсохшие корни. Ты меняешься и, кажется, что растешь. Может, и вправду растешь в чем-то… А может, это иллюзия. Правдой остается то, что злость укрепляет шипы, покрывающее твое уязвленное «я». Одно твое неосторожное движение — и неуклюжие колючки начинают оставлять «царапины» на твоих близких:
«Да-да, я помню, конечно, я приготовлю. Просто я очень устала».
«Прости, дорогая, я знаю, что я обещала. Но у меня не было времени».
«Извини, столько всего навалилось…»
Отговорки. Словно шипы-колючки заодно и протыкают время, как огромный воздушный шар, и оно с тихим свистом опадает бесформенным мешком-коконом, опутывает, душит. И бесполезен твой рост и твое «оружие».
Словно разбег и прыжок горячат не только твою кровь, но и плавят это время, когда-то застывшее. И вот оно потекло ускоряющимся темпом, как мороженое с рожка: кап! Кап! Кап!!
А-а-а! К чертям собачьим этот рожок! Выбросить. Вернуть маленькую и никчемную себя. И время-туман — густой, непроглядный, неподвижный.
Но я не могу остановиться. Я там была. И не была счастливой.
Дорога домой
Весь день льет дождь.
Дождь за полуоткрытыми окнами офиса звучит успокаивающе, словно говоря: ты — там, где и должен быть, всё правильно, всё верно. Некуда спешить.
На выходе невольно щуришься — это солнце на коротком пути между кромкой тяжелых туч и рваным горизонтом. Мы выходим одновременно, словно дожидались друг друга.
Лучи проникают в прозрачные капли воды, свисающие с веток. И, кажется, на темных деревьях блестят хрустальные, отполированные серьги. Особенно вот эти, что прямо над головой: бижутерия в хвое.
Солнце отражается от умытого асфальта сплошным белым светом. Веришь: весь мир чист. Хочется идти по светящейся дороге, но нужно свернуть — так быстрей. От света теперь отделяет ограда. Ощущаешь ресницами и сквозь закрытые веки, как прыгают лучи через препятствия, как мелькают тени решеток на твоем лице.
Солнце не оставляет тебя, даже если смотришь в окно на восток. Маленькие домики на горе на фоне темно-синих туч, выглядят нереально: слишком чётко видны красные крыши, слишком весело горят бликами окна. Кажется, что это вид с самолета, только это не ты над землей, а земля приподнялась над твоим домом.
Всё исчезает с закатом. Гора — просто гора, мокрые деревья — без украшений, дорога уже не светится.
Но это солнце теперь всегда со мной.
Записки бывшей домохозяйки
Быть работающей мамой — всё равно, что пытаться укрыться коротким одеялом. Какая-то часть всегда жертва — то дети, то работа. Захочешь успеть всё — скрючишься.
Бухгалтера поглядывают на остальных со снисходительностью оракулов. Оракулы: «Я знаю, когда ты умрешь»; бухгалтера: «Я знаю, сколько ты стоишь».
Первое впечатление от коллег: «Они все — гении! Я — букашка».
Мысль после первой удачи: «Я — не хуже».
Мысль после второй удачи: «Я — лучше!»
После неудачи: «Они все — гении! Я — букашка».
Как беспощадно некрасивы люди в автобусах: при дневном свете, в убогой обстановке, так близко. И самое обидное: в этот момент ты — один из них.
Чувство после посещения стоматолога на момент выхода из кабинета, наверное, в чем-то схоже с чувством только что исповедовавшегося.
Подозреваю, что ребенок до сих пор верит в Деда Мороза, потому что это выгодно: получаешь подарок и от родителей, и от волшебника. Какой смысл открыто думать, что его нет?
Так же, как алкоголики — это добровольные безумцы и неосознанные самоубийцы, неухоженные жены — добровольно-неосознанные бəйбіше.
Забавно спрашивать в продуктовом магазине о наличии яиц у продавца-мужчины.
Если женщина не платит, то она хотя бы из вежливости похвалит ужин и фильм. Если платит, то может позволить себе честно заметить, что и то, и другое — так себе. Как следствие — мужчина теряет то самое чувство очарования самим собой, которое задает тон всему вечеру. А порой и всей жизни.
Снова дорога
Всё-таки мне повезло: мой ежедневный путь на работу лежит через парк — небольшой такой, но со старыми деревьями. Если прикинуть, то за один этот год я пересекла его, по меньшей мере, раз пятьсот. Немудрено, что мне уже «опытным» путём удалось понять, на какой дорожке свернуть и по какой лестнице подняться, чтобы сократить дорогу. Хотя, конечно, иной раз хочется продлить время перемещения из одной реальности в другую, чтобы успеть отдохнуть от них обеих.
По дороге к парку мне встречается обычно три человека: сторож, продавец фруктов и — дворник. Смешно, насколько по-разному они все здороваются. Сторож с одинаковой равнодушно-учтивой интонацией (неважно, пусть мы уже видимся третий раз на дню) всё равно пробасит: «Саламатсызба!» и снова погрузится в свой телефон (парню лет двадцать). Видимо, он просто забывает, что видел уже тех или иных людей. Смуглый продавец фруктов здоровается неохотно, растягивая слова, глядя в сторону. Я уже почти ничего у него не покупаю и, наверное, потому вид у него такой укоризненно-обиженный. На фоне всего этого дворник — искренне рад. Будет расспрашивать, как дети, не болеют ли. И до того странным выглядит эта приветливость, что кажется, дворник не в себе. От этой мысли становится даже немного стыдно: выходит, если малознакомый человек тебе улыбнулся и спросил как дела, то он сразу ненормальный?
Парк встречает меня тишиной, насколько это возможно в центре города. Мое любимое место, там, где растут старые ели — уж не знаю точно, как они называются. Они огромные, а хвойные веточки тонкие и провисают вниз с толстых ветвей, как бахрома. Вот такой маленький участок сказки. Дальше — лестница со слишком широкими ступенями, из-за этого по ней невозможно подниматься или спускаться равномерно, а только прихрамывая.
Сейчас в парке особенно красиво. Иногда идёшь, смотришь на того же продавца и думаешь, а он видит, как это здорово? Или забот у него настолько много (все-таки, товар скоропортящийся), что ему глубоко наплевать какой сейчас блестящий, еще зеленый тополь в окружении пожелтевших лип.
А на самом деле со мной — почти то же самое. Я иногда чувствую себя какой-то тряпицей, намотавшейся на ось колеса. Вроде можно остановиться, задуматься, туда ли иду, то ли делаю, а не могу — замоталась уже, не за что зацепиться.
Парк кончается, и начинается путь вдоль оживленной трассы. Тротуар только один, узенький, временами вообще пропадающий. Да и пешеходов — раз, два да обчёлся. Правда, есть и своя прелесть: в минуты пробок нет-нет, да охватывает забавное чувство торжества черепахи, «обогнавшей» зайца.
А вот в вечерние часы — всё наоборот. Когда ты почти единственный пешеход и идешь навстречу потоку, то как-то не по себе. Кажется, все разглядывают тебя из своих автомобилей. Но я однажды «решилась взглянуть в глаза» своим наблюдателям и успокоилась. Никому нет дела до пешеходов. Наоборот, сидящие в авто — самая удобная мишень для наблюдений. За одну минуту мимо пролетают десятки лиц. И вряд ли кто-то возмутится, чего мол, уставилась. Разглядывай себе на здоровье тех, кто чувствует себя в безопасности, кто уверен, что их никто не видит. Правда, если честно, удовольствия мало. Слишком серьезны и сосредоточены у всех лица, от того кажется, что они почти одинаковы, как маски.
Взрослеть
Он часто поднимает глаза к небу — изучать рисунки голых ветвей: стремительные, рвущиеся вверх штрихи тополя, кудрявые росчерки карагача.
Он видит, что дома похожи на людей — старых и больных. Потому как много папиллом-кондиционеров высыпало у «глаз». А стены подъезда, зашпаклеванные перед покраской рваными белыми пятнами, говорят ему, что и у домов бывает витилиго.
Он любит стоять на остановке, на бордюре, чтобы торопящийся по графику автобус пронесся в каких-то сантиметрах шумной стеной, обдав его мощной струей воздуха так, что все внутри затрепетало от восторга.
Он обожает свет оранжевых фонарей. Особенно зимой. От них небо окрашивается в грязно сиренево-розовый. Рыхлый снег на дорогах, перемешанный с землей и сажей, кажется мокрым пляжным песком. Сами же они — фонари — стоят вдоль дороги, совсем как люди. С провисающими проводами по обеим сторонам, словно положили друг-другу руки на плечи. А печально опущенные «головы» льют умиротворяющий свет, наверное, как лики святых.
Он готов говорить об этом, но всё это звучит глупо, неуместно и странно. И он сам уже начал верить в это. Он — мой внутренний ребенок.
А что делает ваш?
Несколько строк
Иногда время настолько тебя меняет, что заходя на собственную страницу чувствуешь себя взломщиком.
К сожалению, иногда имя автора в «бегущей строке» комментариев работает, как предупреждающий знак: «Не читать: очередная порция глупости».
Нет более жутких зануд, чем зануда в беспрестанных попытках прослыть остряком.
На родительских собраниях кажется, что все окружающие закончили ВУЗ по специальности «Супермамочка», все лекции которого я благополучно прогуляла.
Большинство наемных работников — джинны, исполняющие чужие желания и забывающие свои.
Работать по найму — это как глядеть в микроскоп, который делает гиперважной какую-то пылинку. Ты зажмуриваешь второй глаз, чтобы лучше в ней разобраться и не замечаешь главных вещей в твоей жизни.
Самый страшный звук — это нарастающий грохот колес каталки в больничном коридоре — звук неотвратимости беды.
Похоже, что сердце — это тесная прихожая, где с трудом можно встретить одного гостя и поместиться самому. Люди проходят через него в твою комнату-жизнь, а ты можешь забыть о дорогих гостях, как нерадивый хозяин, который слишком долго держит на пороге того, кому пора уйти.
Профессия дизайнера схожа с работой сапера. Только сложней тем, что после неудачи, нужно найти в себе силы собрать себя по кусочкам и снова начать работать.
Осторожно — любовь
Ветер шумит так, что, не знай я, где нахожусь, и скажи кто-нибудь шутки ради: «Это шторм, а вот прямо за этой девятиэтажкой — море!», — я бы поверила.
Поверхность земли — лед и вода. Казалось бы самая подходящая одежда — это пуховик от макушки до щиколотки, да альпинистская обувь с железными коготками на подошве. И когда просеменит мимо какая-нибудь местная модница в чем-то коротком и ярком на высоченных каблуках, она кажется пестрой рыбой-клоуном среди беспросветности глубоководья.
— Ты смотри, не заболей там, — заботливое увещевание супруга в конце обескураживает: — Больная ты мне не нужна.
— Ага, я тебе нужна как бесплатное приложение «мой-стирай-рожай».
— Не такое уж и бесплатное! И вообще, насчет рожай, ты тут ни при чем. Это природа.
— Да ну? Тогда навскидку: сколько миллионов на меня потрачено и бриллиантов брошено к ногам?
— Эх ты. Я же тебе о духовном…
Я улыбаюсь. Выключаю вотсапп, смотрю на серый, в беспрестанном движении, пейзаж за окном и думаю: не будь любви, люди давно переубивали бы друг друга за неуплату долгов.
А любовь, вот она: в том, как ночами мама от малейшего стона отца просыпается и уже рядом — сгорбленная от бесконечных забот, целует его горячий лоб. Хотя мне ли не знать, сколько слёз было пролито ею когда-то очень давно. И этот пример самозабвенной любви, с детства служивший предостерегающим знаком: «Любовь опасна!», сейчас — как какое-то непостижимое наглядное пособие. А люблю ли я так?
Черно-белое
Из утробы подъезда — в белую, морозную простынь февраля.
Так же, наверное, как и при рождении, трудно сделать первый вздох и открыть глаза: метелица.
Ослепленный, видишь только намеки на очертания. Но скоро и сам становишься частью зимнего наброска.
На заборе сохранился фрагмент рекламного баннера, «тнее» гласит обрывок (подразумевая останки летнего кафе). Далее крупным планом — залитая солнцем девушка в бикини. Под темными очками — улыбка в сочной помаде, в руке — коктейль, позади — пальмы…
И до того нелепо это яркое пятно среди серости улицы, но и вместе с тем до того живо, что увиденные затем наглухо застеклённые балконы зданий кажутся пристанищем замурованных мертвецов.
Селена
Луна двулика.
Отвечает за приливы-отливы, за женские циклы. Улыбается кротко. Даёт, пусть отраженный, но свет.
И никогда не оборачивается.
Eё незнакомое нам лицо обращено куда-то в темноту.
Может, вечность кружась вокруг Земли, думает на самом деле о Юпитере.
СЕМЕЙ-АЛМАТЫ
В поезде светло, потому степь в голубых сумерках скрывается за твоим собственным отражением. Нужно стать совсем близко, почти прижаться к стеклу, чтобы в образовавшейся тени разглядеть ее — заснеженную, с торчащими пучками жухлой травы и редким кустарником.
Когда смотришь долго, кажется, что видишь старый кукольный мультфильм, где хотят изобразить движение вдоль местности и крутят специальный диск. А диск состоит из трех плоскостей: та, что ближе к зрителю — крутится быстрее, что дальше — медленнее, а третья почти не движется.
Мимо окна в воздухе проносятся светящиеся точки. Хочется верить, что это что-то неземное: какие-нибудь маленькие инопланетные корабли или путешествующие в астрале души, а вовсе не искры, долетающие с электровоза…
Также хочется, чтобы в ритме колес и вторящей ему штриховке столбов слышалась музыка. Но музыки нет, нет этой способности — слышать ее вокруг, выдумывать. В такие минуты просыпается мучительная зависть к композиторам. Наверное, очень легко влюбиться в людей, кому подвластна эта вселенная. Влюбиться и вечно служить гению.
Еще есть луна, не совсем еще полная, потому овалом еще больше напоминающая человеческое лицо; и в юной еще ночи — одна только звезда. Звезда двоится в толстом стекле (а может, у меня уже что-то со зрением), потому как мерещится, что двойник звезды покачивается в ритме поезда, как веселая летающая тарелка.
А утро встречает горным пейзажем. И становится понятно, почему горы внушают такой восторг и трепет (по крайней мере, мне). Это как с людьми. Степь похожа на людей с ровным, покладистым характером — их мотивы поведения ясны, намерения открыты. И ты привыкаешь к этому, пользуешься этим. Становишься гадом. И в праведном гневе терпеливая земля вздыбливается буро-коричневым своим нутром. Показывает всю мощь и то, какой ты на самом деле маленький и ничтожный.
А пейзаж завораживает. Поезд проносится мимо горных речек, над которыми дымкой завис пар, белых холмов, увитыми цепочками заячьих или лисьих следов. Мимо отвесных невысоких скал, похожих на куски слоеных тортов в белой глазури.
Можно стоять долго-долго. Но рано или поздно устанешь и вернешься в купе, где всегда можно сделать выбор — либо в пользу речи живых, либо в пользу мыслей умерших. Разговор или книга.
СЕМЕЙ
Пробуждение
Раннее утро — время, когда кажется, что ничего не случилось. Словно и не болен тяжело отец, просто спит, как и все в доме, потому что еще не время вставать. Даже не спит — дремлет, как бы желая украсть у суматошного дня еще минуты безмятежного покоя. Восходящее солнце отпечатывает на задернутых шторах оранжевые прямоугольники оконного стекла. В сумраке прихожей слышится беспокойная возня кенара в клетке — еще не время петь, но и спать уже никак невозможно.
Я лежу рядом с отцом, так же, как в детстве — слева от него. Он, так же как и тогда, слегка отвернувшись. Мне отчего-то уютно от этого воспоминания, и я тихонько целую отцовское исхудавшее плечо, вдыхаю его запах, который кажется мне своим собственным, потому что я его не могу распознать, прочувствовать.
И страшно убрать руку, страшно встать и идти, зная, что он не встанет вместе со мной. Я буду упавшей в горный ручей веткой, что зацепилась за валун. Желтые ладони листьев напрасно приклеиваются к мокрым бокам камня, потому что течение ее все равно унесет, а он останется: холодный, недвижимый, угрюмый в своем одиночестве.
Вид из окна
Чтобы открыть форточку, нужно встать на подоконник, такие в доме большие окна — мамина детская мечта, одна из тех, что исполнилась. И хорошо, что из них видно много неба, несмотря на то, что первый этаж. Половина окон смотрят на восток, половина — на запад, потому солнце словно заходит поздороваться перед «работой», а вечерами забегает с другой стороны, чтобы попрощаться.
С форточки тянет свежестью. Слева приземистый пятиэтажный дом, справа — гигантская, длинная девятиэтажка, словно какой-то огромный исполин, закрывающий собой часть небосвода. И мне становится ясно, почему мне всегда казалось, что в пятиэтажке живут молодые, веселые люди, и все у них замечательно, даже машинки у подъезда жизнерадостно сверкают солнечными бликами, а в гиганте справа, в этой деревне, вставшей на дыбы — сплошь какие-то обездоленные мрачные люди. Все дело в солнце. У дома слева, эта сторона была обращена к югу, потому весь день светилась, а у правого «соседа» все наоборот, и эта стена лишь иногда ловила редкие косые лучи.
До магазина
Путь пролегает через двор, заставленный железным советским наследством — детской площадкой, которой по совести место было на металлоломе. Но люди в маленьких городах неравнодушные. Настоящие люди. Вот и сейчас какие-то незнакомые мальчишки вдруг говорят, как лучше пройти дальше, потому что там «много воды», и желают вдогонку быть осторожней. И осторожность не мешает, потому как это настоящее экстремальное путешествие по скользким узким выемкам возле огромных, обледенелых по краям луж. На тротуаре бабушка с мужчиной, может с сыном, он заботливо поддерживает ее под руку, смеются. Это возле того «мрачного» дома. «И в Сибири есть жизнь» — проносится отголосок из какого-то чеховского рассказа. Как обманчиво солнце. А на обратном пути скамейки вдоль дома, где летними вечерами сидят сплетницы-старушки или местные забулдыги, заняты другими обитателями этой вертикальной деревни— кошками. Одну, не удержавшись, глажу. Она с готовностью подставляет маленькую пушистую головку, изящно изгибается и прыгает по направлению к подъезду. На другой — два важных кота. Подойти не решаюсь, так независимо они держатся, лишь слегка недоверчиво вертят головами на мое дразнящее «кс-кс-кс»…
Пока нет 40 дней
Чем реже выходишь на прогулку, тем острей ощущаешь перемены вокруг, особенно осенью. Видишь и блеск подтаявшей изморози в зеленой еще траве, и изменившийся цвет кустов, и взрыхленную черную землю вместо клумб. Нарочно идешь аллеей в самой глубине парка, чтобы найти и ощутить сладко-горький запах опавшей листвы. Вдыхаешь глубже по своей «беременной» привычке, но тут вспоминаешь, что ребенок уже не внутри. Приходит странная мысль надышаться впрок, словно запах осени может впитаться в молоко, и ты принесешь его с собой, как нагулявшаяся в полях буренка.
На газонах — аппликация из грязно-бурых листьев. Поверх них неуместно белеют какие-то бумажки. Оказалось, это обратная сторона отдельных листочков. Словно природа, решив заняться творчеством, поскупилась и купила цветную бумагу с белым оборотом вместо двусторонней. Повырезала причудливые формы, да недовольная результатом, побросала испорченные экземпляры, где вздумается.
Странно возвращаться в ощущение безвременья. Когда нет работы, заказов и сроков. Когда минуты тягучи, как в детстве. Когда снова можно думать.
Похороны отца и рождение сына в один год — это непросто. Слишком свежи в памяти признаки «ухода» — рассеянный взгляд, долгий сон, беспомощность, и как похоже это на всё, что связанно с новорожденным. Ощущаешь себя на гребне какой-то волны, в самой середине жизни: проводил, встретил. Невозможно и в полной мере радоваться, потому что еще не отплакал.
Непросто и снова записывать мысли. Это похоже на какой-то склероз. Трудно подобрать подходящее слово, вспомнить, безнадежно пытаясь вызвать схожие ассоциации у окружающих. Ну, вот же, вот же — крутится на языке! А слово неуловимо — не поймано, заменено каким-то суррогатом, потому и противно.
Но всё же хочется записать каждый миг, потому что определенно точно знаешь: именно сейчас ты, несмотря ни на что, счастлив. Потому что не знаешь, когда, в какой миг кто-то уйдет еще. Постарайся запомнить.
Мимо проходит бодрой походкой старик в деловом костюме, сам чем-то похожий на этот солнечный осенний день. Даже горькие нотки парфюма чем-то схожи с запахом осени. Осень и старик словно всем своим видом говорят: нас так просто не возьмешь. И ты не плошай…
Аудиокниги
«Творческих профессий вообще надо избегать. Не можешь избежать, тогда другой вопрос. Тогда просто выхода нет. Значит, не ты ее выбрал, а она тебя» С. Довлатов
Соглашаюсь внутренне. Рисую под аудиокнигу «Наши». Читающий иногда оговаривается, иногда шелестит страницами, но от этого почему-то не раздражаешься. Интонации уж больно хорошие. Даже ранее прочитанные «вживую» работы вырисовываются четче и интереснее.
Животные
Нет ни у кого в глазах большей веры в твою добродетель, чем у кота, который разбудил тебя, чтобы ты его покормил. Он несется впереди, светя пушистым задом, нисколько не сомневаясь, что первый пункт назначения утренних человеческих маршрутов — это его миска. Если же видит, что, вопреки его ожиданиям, ты по дороге куда-то сворачиваешь, он терпеливо ждёт. И этот взгляд, с которым встречаешься по возвращению «на путь истинный», даже вызывает сожаление, что ты сам не веришь так в самого себя.
Бродячих собак условно делю на два типа: на ещё не потерявших надежду и призраков. Первые заглядывают в глаза, считывают твое настроение, помахивают хвостом. Пока идёшь, могут держаться рядом, словно продолжая нести службу человеку, неважно, что незнакомому, а может — это такая тактика, чтобы не подумал никто, что бродячий, будто стесняются своего положения.
Призраки же не задерживаясь проносятся мимо, словно бы говоря: я тебя не вижу, ты меня не видишь. Они, судя по всему, следуют чёткому маршруту, вероятно, по всем известным мусоркам, а вид независимый, если не сказать гордый. Даже начинаешь сомневаться, готовы ли они променять эту жизнь на будку или место в квартире.
Все сначала
Утро начинается с фотошопа у зеркала, чтоб доехать до места, где проведешь весь день за фотошопом у монитора.
Приготовление еды — это откуп: ешьте, что хотите, только отпустите меня.
Над головой цветущие ветви ранеток. Прошлогодние сморщенные, почти черные плоды — рядом с раскрывшимися белыми бутонами, как старушки с внучками.
В кабинете офиса нет окна. Отличной имитацией служит стеклянная стена с видом на коридор бизнес-центра. В нём можно увидеть редких прохожих, угадывая, что они здесь впервые — слишком уверенно идут туда, где тупик.
Замечательный текст, такой живой и настоящий! ❤️