Осенью прошла премьера иммерсивного спектакля «Әуежай» в театре АРТиШОК. Это сатирическая драма с элементами иммерсивного взлёта, в которой зрителю дается возможность частично стать участником действия.
Мы поговорили об этой работе и в целом о творчестве с драматургом Джамиле Аман, автором этой пьесы.
О писательстве
Пишу я с детства. Всегда в детстве любила играть с маминой печатной машинкой. Она ставила ее передо мной и говорила «играй», чтобы я не мешала писать ей. Она, в свою очередь, тогда работала над своей диссертацией (мама моя ученый, культуролог), — и я обожала этот процесс. Я не понимала этого, но для меня игра в печатную машинку была уже тогда порталом, выходом в другой мир. Сейчас любят использовать слова «поток» — вот это было примерно таким состоянием. Я ловила кайф, когда начинала печатать, и мне нравился сам процесс стучания пальцев по клавиатуре.
Лет в 8 я написала первый рассказ, в 11 — первый сборник рассказов, в 14 первую повесть. Но потом, где-то с 16 лет, у меня начался долгий процесс поиска, непонимания, для чего я пишу и зачем мне это надо. Если в детстве писательство было просто прикольной игрой, то в более старшем возрасте, когда я начала искать профессию, то стала задумываться, а что, собственно, это мое хобби значит, буду ли и хочу ли продолжать в это «играть»? Меня мучила мысль о том, что искусство и его влияние сложно оценить. Вот вроде бы ты хочешь приносить какую-то пользу, создавать что-то, делать что-то полезное. Размышляла так — вот врач лечит, учитель учит. А что делает писатель? Будет ли для людей предметная польза от твоих книг? Я мыслила в то время такими категориями, все пыталась понять практическую пользу. И ответа не находила. Уже тогда начиналось время Фейсбука, социальных сетей. Искусство и в нашей стране, и в мире в целом как будто уходило на второй план. Люди переставали читать книги. Все больше уходили в телефоны, в соцсети. Помню, как запоем читала книгу Why I Write Джорджа Оруэлла и On Writing Стивена Кинга и пыталась для себя найти ответы на этот вопрос. Писать я не разлюбила, я все так же продолжала писать в стол, постоянно, каждый год — рассказы, наброски, зарисовки, сказки. Но вопрос этот – зачем я пишу – все время незримо передо мной стоял.
Постепенно я свой ответ нашла. Но нашла я его как-то интуитивно, без какого-то определённого момента прозрения. У меня чётко появилось понимание, что я хочу заниматься этим всю свою жизнь. Но с 16 до 31 года у меня было вот это колебание. И оно было связано с тем, что я не понимала, для чего я это делаю. Но я не переставала при этом творить.
Для чего и почему
Я не могу сказать, что, когда мы пишем – мы останавливаем время, но есть что-то в этом такое. Именно благодаря этому процессу написания мы можем для себя остановить это время, текущее сквозь пальцы. И что-то из этой сырой действительности сделать.
В итоге ты не просто проживаешь свою жизнь. Она не просто уходит куда-то, как вода сквозь пальцы. Благодаря тому, что ты пишешь, ты можешь понять, что вообще происходит в твоей жизни. Это инструмент для того, чтобы осмыслить эту жизнь. Инструмент, чтобы остановить время.
Есть еще один вопрос, который у меня всегда в голове стоял: зачем я живу вообще. И эти два вопроса всегда очень связаны. Зачем я пишу и зачем я живу. Это всё так пафосно звучит, да. Ну как ребёнок будет об этом задумываться? Но у меня, действительно, всегда эти вопросы внутри были.
Это даже есть у одной моей героини в недавнем спектакле «Әуежай».
На самом деле мой вопрос постоянно не давал мне покоя. Я стала замечать, что когда я пишу, в те дни, когда я пишу, я не беспокоюсь о том, что моя жизнь как-то идёт не туда. Когда я пишу, я забываю о тревоге, о каком-то своём экзистенциальном страхе.
Когда я пишу, у меня нет ощущения, что я как будто день свой не туда куда-то истратила. Есть ощущение какой-то удовлетворённости. И неважен результат на самом деле. Неважно, что я в итоге напишу и даже то, примет ли его читатель или нет.
Последние 15 лет пишу всё время в стол. Ни одного моего произведения не было опубликовано ещё. Хотя вот, например, моя пьеса «Әуежай — она не первая, а вторая уже пьеса. Конечно, когда я увидела, что ставится моё первое произведение в Театре АРТиШОК, я ощутила ещё более усиленное чувство, что все это действительно не зря.
Писательство – это моя программа жизни.
О творчестве
Я смотрю на свою маленькую дочку и вижу, что она творец. Она постоянно что-то делает, создаёт что-то новое, играет, и в этой игре у неё происходит рост, какое-то осмысление, понимание жизни. Она учится жизни через игру и через творчество.
Точно так же, мне кажется и у взрослого человека. Если он не забудет этого внутреннего творца, то это позволит ему лучше понимать себя. Что он сам хочет, лучше понимать события, происшествия, впечатления, которые с ним происходят. В творчестве есть что-то очень естественное. Это то, с чем мы рождаемся. Творчество и игра — это два синонима, и вместе с этим творчество равно игре, а игра равна обучению и осмыслению. Творчество, игра, знание для меня —это что-то об одном.
О премьере спектакля «Әуежай»
Все началось с того, что на работе у нас было завершение нашей программы. Я, как главный пиарщик, продумывала, как можно ее лучше закончить. Мне пришла идея, что было бы здорово написать пьесу, которая рассказывала бы о нашем гражданском обществе и про разногласия внутри него.
Когда я начала прописывать эту пьесу, она стала шире, глубже, и в целом получилась пьесой о попытке создания диалога между людьми очень разными между собой. Когда каждый находится в своём информационном пузыре, и они редко друг с другом соприкасаются. Мне хотелось всех этих людей объединить в одном пространстве, физически заставить их быть рядом друг с другом и говорить.
Потому что, мне кажется, что это то, чего не хватает нам как обществу сейчас — открытых диалогов, открытых разговоров. Мы очень разные, и этому способствует наш разный менталитет и разный бэкграунд. Для меня было важно попытаться для себя ответить на вопрос — что нас объединяет как общество? Есть ли вообще что-то такое, что нас объединяет? Про что мы говорим, когда мы говорим об единстве людей, находящихся на одной территории?
Эта пьеса родилась из этих размышлений и наблюдений за нашим гражданским обществом, за жизнью в целом и за баталиями в соцсетях. Так постепенно вырисовались герои.
Сам по себе вот процесс написания был очень интересным. Впервые за долгие годы я написала очень легко. Это моя вторая пьеса, первая была написана в Лондоне.
Когда я писала первую, я поняла, что мне очень близок формат театральной драматургии. И в этот раз я решила попробовать написать полноценную пьесу. Поехала в Астану к моим родителям, закрылась в их кабинете и написала первый черновик. Весь процесс у меня занял около пяти недель.
Это был первый раз, когда я практически не страдала писательским блоком. Я считаю, что это было благодаря тому, что пьеса частично документальная. У каждого героя был свой прототип. Она на стыке фикшн и документари.
Я люблю, когда искусство отражает реальную жизнь. Мне нравится документальное кино, проза Светланы Алексиевич, документалистика и в этом я вижу свое дальнейшее развитие. Мне нравится, когда искусство рождено на стыке вымысла и реальности. Когда оно аккумулирует реальность, но представляет ее в другом виде — через вымысел. Но в нем ты стараешься создать квинтэссенцию реальности и правды. Это диалектика жизни. С одной стороны, ты делаешь вымышленный текст и героев, которых ты придумала. Но когда эти герои родились из наблюдений за жизнью, пришли из реальной жизни и историй — в этом я вижу, лично для меня, предназначение искусства. Когда искусство становится зеркалом жизни. Но не только зеркалом, но и осмыслением жизни личной и коллективной.
О работе с командой театра АРТиШОК и режиссёром Галиной Пьяновой
Мне очень понравился процесс работы с командой театра АРТиШОК. Я безумно благодарна за то, что именно с ними получилось создать этот спектакль. Именно в процессе работы с театральным коллективом родилось много инсайтов. Сидя у себя где-то в кабинете, ты никогда не поймешь, как на самом деле писать пьесу. Только на практике, когда ты реально работаешь с актерами, когда они озвучивают твой текст, и ты видишь, ага, здесь не работает, здесь слишком затянуто.
Мне очень повезло, что моя работа попала в руки таких профессионалов, и они сделали из нее очень выпуклое произведение. Довольно сильно сократили его, много изменили. Но оставили при этом всех героев, оставили структуру, оставили практически все сцены и добавили кое-какие новые.
Кое-какие сцены были написаны мной уже совместно с командой АРТиШОК в процессе работы. Когда мы видели, что есть герои, у которых кардинально разные точки зрения, и намечается конфликт, которого в тексте не было изначально. Так рождались определенные новые сцены, где герои раскрывали себя лучше.
Поэтому процесс написания пьесы кардинально отличается от процесса написания повести, рассказа, романа. Потому что здесь ты понимаешь, что создает смысл не только текст в театре, но смысл создает все, каждая деталь. Актеры, их выражение лица, то, как они играют, режиссер, как он это ставит. Режиссер — это самое главное лицо вообще в театре, и то, как он видит этот спектакль.
Мне нравится театр именно этим, тем, что он создает такую объемную реальность, где текст — это только основа, и множество-множество есть смыслов. Человек буквально окунается в эти смыслы и выныривает уже из спектакля, возможно, немножко другим.
Вот это мне кажется, это то, за что я очень люблю театр. За это волшебство.
О планах
Мне близка детская литература, нравится театр, я хотела бы писать романы. Было бы здорово пробовать себя в разных форматах и жанрах. Пробовать и смотреть, что из этого выйдет. Сейчас я заканчиваю детскую книгу и надеюсь к весне ее опубликовать. Дальше посмотрим, что будет.
Что я поняла за последние годы – это то, что я вижу себя в этом профессионально. И серьезно рассматриваю писательство как профессию, а не просто хобби из детства, которое всегда со мной. Профессию, в которой я хотела бы развиваться и расти.
Спектакль «Әуежай» можно посмотреть 16, 17 и 18 января 2025 года в Театре АРТиШОК. Информация и билеты по сcылке.