Мы много слышали хороших отзывов от писательниц о школе писательского мастерства Алины Гатиной. Мы познакомились с ее основательницей Алиной Гатиной и узнали о проекте из первых уст.
Алина, расскажите пожалуйста о себе.
По первому образованию я политолог, но у меня никогда не было метаний относительно того, чем я хочу заниматься, поэтому в 18 лет я устроилась в издательский дом и несколько лет проработала литературным редактором. Потом поступила в Литературный институт, начала писать прозу. Получила несколько литературных премий и полностью переключилась на преподавание.
Сейчас у меня несколько направлений: преподавание, сопровождение авторов в написании книги, выпуск периодического издания, где я работаю как шеф-редактор, издательское дело и собственное творчество.
Как и когда пришла идея открыть школу и какие этапы вы прошли, прежде чем появились первые выпускники-писатели с изданными книгами?
Идея пришла после окончания Литинститута. Хотелось совместить то, что люблю больше всего: литературу и преподавание.
Первые два года преподавала в формате мастерской. Мастерская подразумевает ученика, тексты и мастера, который работает, сверяясь со своей интуицией. Одни и те же шероховатости в текстах привели к пониманию учебной программы. Я написала ее, структурировав все, что наработала за это время.
Программа прежде всего помогла мне, позволив доносить информацию быстрее и эффективнее.
Спустя два года я открыла первый набор в мастерскую, целью которой было написание книги. С тех пор это самый востребованный формат.
Первые выпускники с изданными книгами вышли как раз из первого потока. Это был 2021-й год.
Ведете ли вы работу с авторами на индивидуальной основе? Помогаете ли издаваться?
Да, всегда есть люди, которым удобнее в одиночку. В группе авторам нужно читать всех. Те, кто хотят быстро, всегда работают индивидуально. Объяснять все, что касается издания, входит в мою работу с автором. Иногда я полностью сопровождаю до типографии, иногда отправляю в издательства и помогаю получить от них предложение. С текущего года издаю сама.
Могут ли авторы учиться у вас, не имея еще текста на руках?
Многие так и приходят. Главное иметь замысел. Хотя бы примерный.
Что и о чем пишут сейчас казахстанские авторы?
Большая часть – автофикшн. То есть о себе и мире/отдельной проблеме через себя. Меньшая – «большой» роман. Историю страны, города, семьи, личности.
Есть авторы нонфикшн-литературы – это эксперты, которые структурируют свой опыт в книге. Бизнес, маркетинг, финансы и т. д. Такая литература давно в листе ожидания – у нас, наконец, появилась возможность читать о важном с точки зрения казахстанских реалий.
Планируете ли вы открыть казахское отделение для работы с казахскими авторами?
Да. Для этого собираемся перевести и адаптировать программу.
Какие планы у школы на будущее?
Ближайшие – оцифровать учебный курс, чтобы люди могли смотреть уроки в записи и иметь возможность отточить письмо, пройти важные темы до того, как приступить к книге.
Пишете ли вы сейчас сами и как совмещаете работу со своим текстом и с текстами ваших учеников?
Сейчас работаю над книгой по писательскому мастерству. Совмещать мне не трудно, я структурный человек. Люблю графики, дедлайны, многозадачность, результат. Есть трудность с объемом, поскольку она пишется на живом материале и все время хочется добавить громадное количество примеров.
Какой совет вы бы дали продолжающим авторам, которые застряли где-то в середине этого «марафона» к первой книге?
Если они продолжающие, то почему застряли?
Найти человека, который поможет выйти из застревания. Это не всегда редактор или мастер. Возможно, для начала им нужен психолог.